Тюргэн Кам

3l_htlZjjEM  В следующем году челябинская организация шаманов «Медвежья тропа» отпразднует пятнадцатилетие. Корреспондент «ЮП» провел день с ее председателем Тюргэном и выяснил, зачем избранники духов в состоянии транса лижут раскаленное железо.

Бабка приходит с севера
День Тюргэна начинается в 8:00 с приготовления чая с молоком. Напиток он наливает в миниатюрную белую кружку. В блюдце, которое стоит рядом с ней, аккуратно раскладывает богородичную траву. Поджигает ее и окуривает чашку с чаем. Завершив подготовительный обряд, Тюргэн начинает петь на бурятском языке печальным и немного надрывным голосом. Получается довольно красиво и мелодично.
В песне молодой шаман обращается к своей бабке Айне, призывая ее помогать внуку.
— Мои предки с Алтая, многие из них были шаманами, — рассказал Тюргэн позже. — Цепочка прервалась, лишь когда в стране начала править советская власть. Из-за этого я, к сожалению, не знаю своего родного языка и наших семейных традиций.
Закончив петь, поворачивается лицом к северу и начинает аккуратно брызгать чаем с молоком. После этого шаман прикладывает ко лбу две руки и кланяется. Он объясняет это тем, что его покровительница и прародительница бабка Айна приходит именно оттуда. А своими действиями он выказывает ей уважение.

По словам Тюргэна, все шаманы делятся на две категории: родовые, которым передается опыт предков, и истинные. Последних выбирают духи. Истинные шаманы узнают о своем даре случайно — из литературы или от своих будущих коллег.
Даже имея редкую способность, человек не может с ходу начать разговаривать с духами. Для этого нужно два года учиться и пройти посвящение.
После этого юный шаман какое-то время может камлать по-белому, используя посох (харибоо. — Прим. авт.) и колокольчик. Достигнув определенного уровня, он получит право резать жертвенное животное и призывать духов с помощью бубна, то есть камлать по-черному.
«Догони меня, онгон»
Мы выходим на улицу. На Тюргэне обычная куртка, джинсы, черные осенние ботинки. И никаких тебе «доспехов», толстенных бус и причудливого головного убора.
— Представление, что шаман — это дикарь в волчьей шкуре, прыгающий вокруг костра, ошибочно, — размышляет Тюргэн. — Это все происки кинематографа. И в онгон (состояние транса) мы выходим сами, без помощи наркотических средств. От простых людей мы отличаемся лишь тем, что умеем обращаться к духам. У холмов, гор, рек, лесов, полей, болот и вообще у любых мест есть свои хозяева. Их-то мы и призываем.
Я всегда зову свою далекую прародительницу бабку Айну. Когда она входит в мое тело, у меня меняются голос и повадки. В состоянии онгона мы способны танцевать на горячих углях или лизать раскаленное железо, при этом не ощущая боли. Делаем это для того, чтобы аура духа становилась железной.
Мы приезжаем в «офис» шамана — небольшую, но достаточно антуражную комнату, усеянную портретами буддистских идолов (Тюргэн по вероисповеданию буддист и шаманист. — Прим. авт.). Избранник духов садится за компьютер и показывает мне видео с обрядов. На экране появляется Тюргэн в традиционном шаманском одеянии. Стоящий рядом с ним бурят лопатой вытаскивает из костра камни.Тюргэн лижет их и отскакивает в сторону. Волдырей на языке не остается.
— В состоянии онгона наши силы удваиваются, потому что мы находимся под защитой духов, — объясняет мне Тюргэн. — Знакомая шаманка Мэнго выпивала в трансе около литра водки и не пьянела. Самое главное, не нужно пытаться повторять за нами. Один мальчик увидел, как я лижу раскаленное железо, и тоже попробовал. В итоге ожог, и пришлось вызывать врачей.
Тюргэн включает следующий видеоролик. На нем молодой шаман в состоянии онгона залезает на верхушку березы и срывается вниз. К счастью, его ловят люди.
— В трансе мы себя не контролируем, — продолжает Тюргэн. — Я падал в кусты боярышника, а один раз дух завел меня в озеро, после чего вышел из моего тела. Я тогда чуть не утонул!
В рабочий кабинет к Тюргэну заглядывают первые посетители. Они хотят с помощью шамана решить свои жизненные проблемы или избавиться от болезни.
Кстати, когда шаман совершает обряд и входит в состояние онгона, присутствующим запрещается на него смотреть. Иначе духи могут разозлиться.
— Был забавный случай со съемочной бригадой местного телеканала, — вспоминает Тюргэн. — Как только я вышел в транс, оператор подошел ко мне вплотную и начал снимать. Дух разозлился и сильно ударил его посохом, чуть камеру не разбил.
У нас, кстати, даже есть шутливая игра, называется «Догони меня, онгон». Лучше, как говорится, в нее не играть.
Чаще всего к шаману обращаются с просьбой сделать талисман. Некоторые из них изготавливаются из драгоценных металлов — серебра и золота.
Другие делаются из когтей животных, бус, бисера.
P.S. Не спешите отрицать чудо, если не видели его своими глазами…
Василий Трунов
Южноуральская Панорама
Ссылка на первоисточник:
журнал Шаманство

Рубрики: Пресса

Комментарии закрыты.